БЕСПЛАТНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Подготовься к ЕГЭ-2026 по профильной математике самостоятельно с помощью сервиса "1С:Репетитор"!
Понятная теория и эффективные тренажеры с объяснением! Вы успеете подготовиться к экзамену! Начните занятия прямо сейчас!
design_arrow
Правописание согласных в корне

Правописание согласных в корне

Правописание согласных в корне слова – одна из базовых, но в то же время непростых тем школьного курса русского языка. Согласные в корне могут писаться по-разному в зависимости от морфемного состава слова, смысловых оттенков, а также морфологического анализа. Ошибки в написании согласных в корне – частое явление в ученических работах, в том числе и на ЕГЭ, особенно в заданиях, где требуется определить правильное написание слова или найти орфографическую ошибку.

Знание правил, закономерностей и исключений по этой теме необходимо для формирования устойчивого навыка грамотного письма.

Теоретическая часть

Что такое корень?

Корень – главная морфема слова, несущая его лексическое значение. В корне заключён основной смысл слова, и к нему присоединяются другие морфемы: приставки, суффиксы, окончания.

Подробнее ознакомиться с темой «Написание корней» можно здесь

Случаи орфографической вариативности согласных в корне

Правописание согласных в корне регулируется несколькими группами орфографических правил. Основные из них:

1. Парные звонкие и глухие согласные на конце корня

Правило: На конце корня под ударением глухой и звонкий согласный в слабой позиции (то есть непроизносимый) может оглушаться или уподобляться соседнему звуку. В таких случаях пишется та буква, которая проверяется формой слова или однокоренным словом, где звук слышен отчётливо.

Примеры:

  • про́сить – про́сьба (с – з)

  • гре́б – грести́

  • ска́зка – сказНужно подобрать такую форму слова или однокоренное слово, где сомнительный согласный произносится отчётливо и находится в сильной позиции.

2. Непроизносимые согласные в корне

Правило: В ряде слов в корне непроизносятся отдельные согласные, но они пишутся, потому что исторически являются частью корня.

Примеры:

  • чу́вство (не произносится «в», но пишется)

  • со́лнце (не произносится «л», но пишется)

  • у́мный (не произносится «мн» как два звука)

Для проверки нужно подобрать форму слова, где спорный согласный произносится: чувство – чувствительный, солнце – солнечный, умный – ум.

3. Чередующиеся согласные в корне

Существуют корни с чередованием согласных, например:

  • лаг/лож: полагать – положить

  • кас/кос: касаться – коснуться

  • бер/бир: забирать – заберу

Они также могут влиять на согласную в корне.

Необходимо помнить: выбор зависит от суффикса, либо от значения, либо от ударения.

4. Удвоенные согласные

Правило: Удвоенные согласные не пишутся в корне, за исключением нескольких слов и заимствований: класс, масса, тонна, группа, эффект, агрессия.

Примеры:

  • классовый, массовый

  • группировка, эффектный

Будьте внимательны: если слово иностранное, удвоение может быть нормой.

5. Смыслоразличительные согласные

В некоторых случаях одна согласная буква меняет значение слова:

  • плод – плот

  • коса – коза

  • луг – лук

  • ласточка – ластка

Это не орфографические ошибки, но важно понимать, как написание влияет на смысл

Связь с ЕГЭ

Правописание согласных в корне проверяется в следующих заданиях:

  • Задание – определить слово с орфографической ошибкой.

  • Задание – выбор формы слова с правильной морфологией и орфографией.

  • Сочинение – грамотное построение письменной речи: ошибка в корне = орфографическая ошибка.

Типичные ошибки

  1. Неправильная проверка согласного в корне: просба вместо просьба

  2. Отсутствие непроизносимой согласной: чуство вместо чувство

  3. Добавление лишней согласной: группагрупа

  4. Неправильный выбор при чередовании: касаниекосание

Русский язык–таблица правописания согласных в корне слова

Практическая часть: 5 упражнений 

Упражнение 1. Подбери проверочное слово

Определи сомнительный согласный и подбери слово, в котором он слышен отчётливо:

  1. просьба

  2. гриб

  3. сказка

  4. ласточка

  5. суд

Ответ:

  1. просить – з

  2. грибы – б

  3. сказать – з

  4. ластка – т

  5. судья – д

Упражнение 2. Найди слово с ошибкой

Выбери слово, в котором допущена орфографическая ошибка в корне:

  1. чувствительный

  2. солнце

  3. здраствуй

  4. умный

  5. совесть

Ответ:
3 – здраствуй → правильно: здравствуй

Упражнение 3. Исправь ошибку

В следующих словах допущены ошибки. Найди и исправь их:

  1. чуство

  2. просба

  3. група

  4. свестка

  5. грепкий

Правильный вариант:

  1. чувство

  2. просьба

  3. группа

  4. связка

  5. крепкий

Упражнение 4. Обозначь непроизносимый согласный

В следующих словах подчеркни непроизносимую согласную:

  1. сердце

  2. чувство

  3. здравствовать

  4. лестница

  5. солнце

Ответ:

  1. сердце

  2. чувство

  3. здравствовать

  4. лестница

  5. солнце

Упражнение 5. Объясни написание

Укажи, почему в следующих словах пишется именно такая согласная в корне:

  1. гриб – грибы

  2. просьба – просить

  3. чувство – чувствовать

  4. масса – массовый

  5. суд – судья

Ответ:

  1. б – слышна в форме «грибы»

  2. з – слышна в «просить»

  3. в – произносится в «чувствовать»

  4. с – удвоение сохраняется от исходного слова

  5. д – слышна в «судья»

Заключение

Правописание согласных в корне слова – важнейшая часть орфографической грамотности. Оно требует:

  • морфемного анализа слова,

  • подбора проверочного слова,

  • знания исторических форм и исключений,

  • способности отличать орфографические ошибки от смысловых.

Для успешной подготовки к ЕГЭ необходимо систематически:

  • тренироваться в определении проверяемых и непроизносимых согласных;

  • запоминать исключения и особенности чередований;

  • разбирать ошибки на практике.

Эта тема – фундаментальная, и её уверенное знание открывает путь к высокому уровню языковой грамотности.