Вводные слова – это слова или словосочетания, которые используются в речи для выражения отношения говорящего к содержанию высказывания. Они могут указывать на источник информации, степень уверенности, порядок мыслей, привлечение внимания и другие нюансы. Важно помнить, что вводные слова не являются членами предложения и не влияют на грамматическую структуру, что особенно важно учитывать при расстановке знаков препинания. Для подготовки к ЕГЭ необходимо понимать, когда и как использовать вводные слова, уметь правильно выделять их запятыми и не путать с членами предложения, схожими по форме.
Вводные слова выполняют разные функции, поэтому их делят на несколько основных категорий:
Слова, выражающие уверенность или неуверенность:
Примеры: конечно, безусловно, вероятно, возможно, наверное.
Пример: Конечно, он придёт вовремя.
Слова, указывающие на источник информации:
Примеры: говорят, по-моему, по слухам, как известно, по преданию.
Пример: По слухам, завтра будет сильный снегопад.
Слова, указывающие на порядок мыслей:
Примеры: во-первых, во-вторых, с одной стороны, итак, наконец.
Пример: Во-первых, нужно закончить проект.
Слова, привлекающие внимание к сообщению:
Примеры: знаете, поймите, видите ли, поверьте.
Пример: Знаете, я долго думал над вашим предложением.
Слова, выражающие оценку факта или эмоции:
Примеры: к счастью, к удивлению, к сожалению, на радость, честно говоря.
Пример: К счастью, всё обошлось.
Слова, используемые для оформления мысли:
Примеры: другими словами, иначе говоря, вообще, одним словом, словом.
Пример: Он, словом, не понимает сути вопроса.
Подробнее ознакомиться с вводными конструкциями: слова, словосочетания, предложения можно ознакомиться здесь.
Запятые вокруг вводных слов: Вводные слова выделяются запятыми с обеих сторон, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если находятся в начале или в конце предложения.
Примеры:
Безусловно, он знает об этом.
Он, по слухам, уже в городе.
В этот раз всё обошлось, к счастью.
Вводные слова не являются членами предложения: Они не влияют на структуру предложения, не относятся к каким-либо членам предложения и не зависят от них.
Пример: Он, возможно, уже отправился в дорогу.
Не путать вводные слова с омонимичными членами предложения: Некоторые вводные слова могут выполнять роль членов предложения. В таких случаях они не выделяются запятыми.
Примеры:
Конечно, я приду к тебе в гости. (вводное слово)
Это конечно решение, но нужно его обдумать. (в значении прилагательного «определённое»)
На ЕГЭ задания по теме вводных слов могут включать:
Определение вводных слов в тексте: необходимо уметь различать вводные слова и члены предложения, которые на них похожи.
Расстановка знаков препинания: нужно правильно выделять вводные слова запятыми и не допускать ошибок.
Анализ смысловой роли вводных слов: важно понимать, какое отношение вводное слово выражает – уверенность, сомнение, привлечение внимания и так далее.
Советы для подготовки:
Запомнить основные категории вводных слов и их примеры.
Обратить внимание на омонимичные случаи – например, не путать вводное слово «конечно» с наречием «конечно».
Практиковаться в анализе предложений с вводными словами, выполняя задания по пунктуации.
Упражнение 1. Определите, является ли слово вводным. Поставьте запятые, если это нужно.
Конечно он согласился помочь.
По-моему это неправильное решение.
Завтра мы возможно увидимся.
Это конечно важный вопрос.
Он пришёл к сожалению слишком поздно.
Ответы:
Конечно, он согласился помочь.
По-моему, это неправильное решение.
Завтра мы, возможно, увидимся.
Это конечно важный вопрос. (запятая не нужна, так как "конечно" — часть сказуемого)
Он пришёл, к сожалению, слишком поздно.
Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в постановке запятых
Он, конечно всегда поддерживал нас.
К сожалению мы не успели завершить проект.
Мне кажется, что он возможно уже уехал.
Мы были удивлены, честно говоря.
Поверьте я не хотел никого обидеть.
Ответы:
Он, конечно, всегда поддерживал нас.
К сожалению, мы не успели завершить проект.
Мне кажется, что он, возможно, уже уехал.
Мы были удивлены, честно говоря. (правильно)
Поверьте, я не хотел никого обидеть.
Упражнение 3. Укажите, какие вводные слова в предложениях выражают уверенность, неуверенность или порядок мыслей
Во-первых, мы обсудим основные условия договора.
Конечно, он прав.
Возможно, погода испортится.
По слухам, он переехал в другой город.
К счастью, всё обошлось.
Ответы:
Во-первых – порядок мыслей.
Конечно – уверенность.
Возможно – неуверенность.
По слухам – источник информации.
К счастью – эмоция.
Упражнение 4. Вставьте нужное вводное слово
(конечно, возможно, к сожалению, по-моему, говорят)
________, сегодня будет дождь.
Это, ________, неправильное решение.
Он, ________, так и не получил эту должность.
Завтра, ________, будет солнечно.
________, он не сможет приехать на встречу.
Ответы:
Говорят, сегодня будет дождь.
Это, по-моему, неправильное решение.
Он, к сожалению, так и не получил эту должность.
Завтра, возможно, будет солнечно.
Конечно, он не сможет приехать на встречу.
Упражнение 5. Определите, являются ли слова вводными, и выделите их запятыми, если это необходимо
Я наверное смогу прийти на ужин.
Поймите это трудное решение.
По правде говоря он не виноват.
Как известно Пушкин великий поэт.
Я уверен это правильный выбор.
Ответы:
Я, наверное, смогу прийти на ужин.
Поймите, это трудное решение. (не вводное слово)
По правде говоря, он не виноват.
Как известно, Пушкин – великий поэт.
Я уверен, это правильный выбор. (не вводное слово)
Знание и правильное использование вводных слов – важная часть грамотной речи. Они позволяют передавать нюансы и оттенки смысла, выражать отношение говорящего к сообщению. При подготовке к ЕГЭ важно уметь распознавать вводные слова, правильно расставлять запятые и не путать вводные слова с членами предложения, схожими по форме.